Цвет в интерьере

История цвета

Цвет – это свет. К такому заключению пришел английский физик и математик Исаак Ньютон во время проведения опытов по исследованию цветового спектра. Он, находясь у себя дома в темной комнате, приоткрыл окно и пустил маленькую полоску света. Поместив стеклянную призму по ходу лучика света и обнаружил, что свет преломляется и разбивается на шесть цветов спектра, которые становились видимыми, когда попадали на прилегающую стену. Несколько лет спустя другой английский физик – Томас Юнг провел обратный эксперимент и установил, что шесть цветов спектра можно свести к трем основным: зеленому, красному и синему. Затем он взял три лампы и спроецировал лучи света через фильтры этих трех цветов: зеленый, красный и синий лучи соединились в один белый луч. Юнг воссоздал свет. Он также классифицировал цвета спектра как первичные и вторичные. Цвет – это свет, без которого немыслимо наше существование. Мы воспринимаем цвет главным образом с помощью зрения, но неосознанно мы впитываем его через кожу, мышцы и даже кости. Цвет, проникая таким образом в наш организм, вызывает определенные биохимические реакции в тканях, стимулирует важные железы, в том числе гипофиз. Эта железа порождает гормоны, управляющие функциями организма: сном, сексуальным возбуждением, обменом веществ, аппетитом. Воздействуя на наш организм, цвет может стать его целителем. Наука о целительстве цветом называется цветотерапией. Лечение цветом применялось с давних времен. Народы древних цивилизаций Египта, Индии и Китая использовали целительные свойства цвета.

Воздействие цветов хорошо известно и признается большинством людей. Говоря о психологическом влиянии цвета важно учитывать тот факт, что в различных обществах существуют разные точки зрения. Даже независимые результаты исследований воздействия цвета порой несут отпечаток принадлежности к определенной культурной группе людей, чье мнение формировалось на протяжении веков.  Почему невозможно придерживаться объективных сторон при изучении этого вопроса? Отчасти потому, что достаточно сложно отделить психологию цвета от его символики. Символическое значение цветов складывалось у определенных народов на протяжении веков. Взять, например, черный и белый цвета. На Западе черный цвет воспринимается как серьезный, драматичный, подчас печальный. При использовании черного цвета в декорировании часто звучат предупреждения о его угнетающем воздействии. Традиционно черный – это цвет траура. Белый же цвет, наоборот, ассоциируется с чистотой, миролюбием, оптимизмом. Поэтому подвенечное платье в западных странах традиционно белого цвета. Никому не придет в голову одеть белые одежды на траурную церемонию, а невесте присутствовать на свадьбе в черном платье. Тем не менее, в некоторых странах Востока именно белый, а не черный, является цветом траура… Но с другой стороны, различные общества приписывают одному и тому же цвету схожие свойства. Так, например, мнение специалистов фэншуй о свойствах цветов по многим аспектам совпадают с мнением западных ученых. Это говорит о том, что каждому цвету присущи определенные качества, которые лежат глубоко в его природе. Именно эти свойства выявлялись человеком и передавались из культуры в культуру, начиная с момента великого открытия венецианца Марко Поло.В Африке древние жрецы носили одежды белого цвета, т.к. этот цвет давал возможность зачаровывать и оберегал. Белый цвет являлся цветом мира и социального согласия. Для примирения с богами приносили в жертву белых животных, для того чтобы в доме царил мир, его изнутри выкрашивали в белый цвет. В христианстве этот цвет широко используется как символ истинности, веры, светлости и чистоты.

В одежде такой цвет означает начало. В медицинских учреждениях белый цвет халата также символизирует спасение и стерильную чистоту. Белый цвет воздействует на работу зрительной и эндокринной систем. Но лечение белым цветом должно проводиться лишь в совокупности с иными цветами (в зависимости от заболевания).

Белый обновляет и осветляет все цвета в организме, помогая при этом убрать скованность. Однако не стоит выкрашивать все подряд в белый цвет. Человек, выбирающий его, стремится к освобождению от неприятностей.

Положительные характеристики белого: открытость, нетронутость, самоотдача, полнота, легкость, единство, способность выявлять ложное и скрытое.

Негативные характеристики белого: изоляция, отрешенность, скука, бесплодность, разочарование, чопорность.

По тому, какой цвет мы предпочитаем в тот или иной момент времени, каким цветом хотим окружить себя в интерьере, все это может многое рассказать о нас.

Цветовые предпочтения зависят от многих причин. Среди них можно назвать возраст, пол, культурный уровень, образование, особенности темперамента и характера и др. Так, например, чистые яркие цвета предпочитаются людьми со здоровой психикой, среди них – дети, молодежь, а также открытые прямые натуры.

Смешанные, сложные цвета вызывают неоднозначные эмоции. Эти цвета предпочитаются чаще всего людьми с тонкой нервной организацией, подчас с достаточно утомленной нервной системой.

белый цвет – это свет, это совокупность всех цветов радуги, и пройдя через призму, белый цвет раскалыдвается на все цвета.

Белый цвет – понятие условное, т.к. он имеет не меньшее количество оттенков, как и любой другой цвет. В этом можно убедиться, если взять несколько пачек бумаги разных производителей и сравнить цвет листов бумаги.

Белый цвет в одиночестве – скучный и непривлекательный, поэтому при оформлении интерьера в чистом виде он используется редко, чаще в сочетании с другими цветами.

Цветовая теория времен года

5.1 Четыре сезона

Залог гармоничного жилища – грамотно выстроенная цветовая концепция.

Разработать эту концепцию не так уж и сложно, если знать критерии, которые помогут правильно сориентироваться даже дилетантам. Эти критерии предлагает так называемая теория времен года, уже прижившаяся в области моды. С ее помощью можно детально спланировать цветовую организацию или переорганизацию квартиры.

Природа является нам во всех мыслимых цветах и оттенках. Сочетания, которые она бесплатно показывает человеку во все времена года всегда гармоничны. В этой гармонии человек живет испокон веков и она радует его больше, чем другие цветовые эффекты.

Цветовой облик природы меняется в зависимости от времени года. В каждом сезоне доминирует какой-нибудь основной цвет. Весной – это желтый, летом – голубой, осенью – красный, зимой – снова голубой.

Красный и желтый воспринимаются в общем как теплые цвета, а голубой, напротив, как холодный. Имея в виду эти базовые краски, весну и осень можно считать временами года теплых оттенков, а зиму и лето – холодных. Разделение цветов на холодные и теплые даст практическую помощь в овладении умением ориентироваться в цветах четырех времен года.

Основополагающая закономерность такова: в каждом времени года встречаются все цвета, но со своим характерным оттенком. Кроме того, совершенно отчетливо просматривается: краски весны и осени вследствие общей для них теплоты основного тона проявляют друг к другу гораздо больше родства, чем к холодным краскам лета и зимы. То же самое можно сказать и про цвета обоих «холодных» сезонов. На практике это означает следующее: в сомнительных случаях можно примешать к весенним краскам какой-нибудь осенний оттенок или зимний цвет внедрить среди летних, и при этом не возникнет кричащего диссонанса. Но если скомбинировать зиму с осенью или весну с летом, появится напряжение, которое вызовет впечатление дисгармонии.

Весенние цвета отличаются от осенних прежде всего тем, что они легче и радостнее, тогда как осенние нюансы насыщенны, землисты и тяжелы. Прохладные тона лета кажутся слегка полинялыми, застиранными, тогда как зимние краски яркие или излучают ледяной пастельный свет.

 

Весенние краски природы

Радостные, светящиеся, но все же неизменно мягкие, лишенные пронзительности краски типичны для весенней природы: фиолетовый цвет сирени, интенсивная краснота тюльпанов и маков, кремовая белизна нарциссов, розовые и абрикосовые тона цветущих фруктовых деревьев. И среди этого — сочная зелень травы и пронизанная солнцем золотистая зелень первой древесной листвы. Весна к лицу также и небесной синеве, и голубизне незабудок, мягкому коричневому цвету почек и ветвей и желтовато-бежевым камешкам на дне ручья.

 

Весенние цвета жилища

Весенние краски природы, перенесенные в жилые помещения всех видов, производят радостное легкое настроение на базе солнечного желтого цвета. Определяющие цвета стен и пола – мягкие, теплые тона цвета яичной скорлупы, золотисто – желтого, липово – зеленого, фиалкового или абрикосового. Краски для акцента и для оживления общего фона должны быть как первые цветы: васильковые, водянисто – голубые, майской зелени, маково – красные, кораллово-красные. Нейтрально действуют гранитно – серый и теплые коричневые тона – такие, как нуга или светло-коричневый. Комбинируя весенние краски с такими натуральными материалами, как дерево, камень, металл, нужно следить за тем, чтобы у этих материалов был желтоватый подтон. Играют роль также и форма мебели и структура ее поверхности: хорошо, чтобы стиль ее носил легкий, веселый характер, родственный основному цвету. Это значит, что поверхности должны быть мало структурированы, лучше всего гладкие, мягкие и шелковистые (подробнее об этом можно прочитать в разделе «Подбор материалов по теории времен года»).

 

Летние краски природы

Настроение этого времени года определяют не яркие, но приглушенные тона: прохладная голубизна морской воды, дымка, окутывающая ландшафт теплым утром, нежный фиолет лавандовых лугов, выгоревший коричневый и серый цвета сухих камней и потрескавшейся земли. И только розовый цвет роз всех интенсивностей, пылающий ярко-розовый цвет дикого горошка, который не в состоянии приглушить ни дымка, ни знойное марево, оживляют летнюю картину.

 

Летние цвета жилища

Помещения, оформленные в летних красках, выглядят элегантно и приятно – прохладно. Неяркие, размытые краски и повсюду присутствующий в качестве основного тона голубой сообщают жилищу представительский характер или прелесть южной провинции. Поскольку стены и потолок окрашиваются предпочтительно в молочно – белый, стальной или цвет старой розы, комнаты летнего стиля почти всегда выглядят просторными и светлыми. Серебристо – серые, мятно – зеленые или голубовато – бежевые полы усиливают этот эффект. Цветовые акценты летнему помещению придадут малиновый, бургундский, небесно-голубой или смарагдовое – зеленый. Подходящие коричневые тона – шоколадный или кофе с молоком. Металлы и природные материалы должны быть при этом скорее серебристыми и голубоватыми. Мебель по форме и по структуре поверхностей должна быть сдержанно-элегантной.

 

Осенние краски природы

Для осени типичны цвета урожая: насыщенный красный яблочный, мягкий золотисто-коричневый – лука, который положили сушиться на солнце. Косо падающие лучи солнца придают всем краскам характерный красновато-теплый оттенок. Но особенную прелесть придают осеннему великолепию контрасты, встречающиеся повсюду: красный и зеленый, желтый и фиолетовый, синий и оранжевый подчеркивают изысканные оттенки друг друга.

 

Осенние цвета жилища

Теплые краски с сильным излучением придают осенним комнатам подчеркнуто уютный облик. Основной тон этого времени года — красный. Он сочетается со всеми остальными осенними красками. Возникает особый контраст, если глубокий красно-фиолетовый, хвойно-зеленый, яично-желтый или зелено-голубой цвет драпировок и обоев сочетается с мебелью и паркетом в теплых ржавых или махагоновых тонах. На стенах и потолке желтовато-белый так же уместен как и кукурузный, и зелено-голубой (жадаит). Экзотические узоры индийских бордюров, тигровый рисунок придадут осеннему жилищу неповторимый колорит. Главное правило: в уютную мягкую цветовую картину не должны вмешиваться никакие яркие или слишком легкие тона. Дерево, камень и металл очень хорошо вписываются в осень, поскольку их природные красновато-золотистые тона автоматически связаны с этим временем года. Мебель может быть при этом барочно-пышной и уютной. Поверхности — структурированы и имеют «природный» вид.

 

Зимние краски природы

Контраст черно – белого господствует в зимнем ландшафте. На фоне сверкающей белизны в беспощадном ясном свете холодного времени года те немногие краски, что остались в распоряжении природы, предстают в двойном великолепии: густая зелень хвои, светящаяся краснота рябиновых ягод, желтизна первых крокусов, ледяная голубизна неба, бирюза заснеженных закованных в лед озер, нежно – розовый цвет утренней зари, темная синева далеких горных вершин и темно-коричневая земля, проглядывающая сквозь снег.

 

Зимние цвета жилища

Так же, как и в природе, жесткий контраст черного и белого типичен для жилища, оформленного в зимнем цветовом настроении. Вместо льда и снега здесь вносят оживление сильные цвета чистых нюансов. Ярко – красный, лазурно – голубой, солнечно – желтый и хвойно – зеленый очень эффектны на черном фоне. Они близки некоторым ярким весенним тонам, но кажутся более жесткими благодаря голубоватому подтону. Холодный голубой оттенок характерен также для зимних белых красок стен и потолка, подчеркивающих черные детали и все цветовые акценты. Дерево плохо вписывается в цветовую картину зимы. Ясные, стилизованные, лишенные витиеватости формы, лаковые поверхности, синтетические материалы, серебристые металлы и поблескивающий холодом камень – вот идеальное довершение картины.