Дизайн интерьеров как зеркало меняющегося города
Под занавес 2015-го года и в преддверии нового мы говорим с руководителем студии авторских интерьеров «Ижица-дизайн», членом ТПП Сочи, членом Союза дизайнеров России Петром Пивоваровым об изменениях и стабильности, о специфике курорта и ее отражении в профессиональном зеркале дизайнеров среды
- Десять лет назад вы окончили вуз. Более десяти лет занимаетесь дизайном среды. Какие выводы о профессии дизайнера интерьеров можете сделать с высоты этих лет и полученного опыта?
- Думаю, выводов еще будет много. Некоторые из них такие: если ты хочешь в дальнейшем посвятить свою жизнь дизайну, уже во время учебы нужно стараться быть разносторонним, узнавать больше направлений в этой области, хорошо ориентироваться в стилях. Интересоваться архитекторами и дизайнерами прошлого и настоящего: кто что создал до нас. Это багаж, которым в дальнейшем нужно пользоваться. Дизайн стал очень популярен как вид деятельности, дизайном занимаются многие. Но далеко не все при проектировании и создании интерьеров знают законы проектирования, предысторию тех или иных вещей и форм, которыми оперирует. За каждым предметом мебели стоит конкретный человек, который в прошлом это создал, руководствуясь определенными идеями, так формировался стиль. Почти всегда при создании чего-то в настоящем дизайнер основывается на своих знаниях и знаниях мирового опыта прошлого, интерпретируя множество направлений и предметов в зависимости от поставленных творческих задач и задач клиента. Даже «новое» обязательно на чем-то основывается более знакомом. Только школа может дать эти базовые законы, показать различные средства и научить языку, позволяющему этими законами пользоваться при создании среды. Полезно следить за выставками, читать тематические журналы, узнавать международные, отечественные фабрики по производству мебели, отделочных материалов, сантехники, аксессуаров, текстиля. Для начала — хотя бы основные. Этому тоже нужно учиться, чтобы выпускник не выходил из института «пустым», рисуя картинки, а уже был готов приступить к работе. Кто это лучше усвоит и будет практиковать во время учебы, будут более приспособлены к профессиональной реализации, им будет интересно проектировать, создавать что-то новое. Когда мы учились, этого не было, акценты были расставлены по-другому. Хотя Союз дизайнеров России проводил ежегодные выставки «Дизайн Лэнд» в рамках дизайн форума, в которой мы, будучи студентами, успешно участвовали и побеждали. Сейчас информационное поле широкое, многие зарубежные производства, студии готовы делиться своим интереснейшим опытом, что дает большие возможности для образования, но, к сожалению, наши сочинские вузы к этому еще не готовы. Поэтому я говорю о том, что нужно во время учебы начинать применять теоретические знания на практике и узнавать все больше полезного, тем самым контраст между учебой и реальностью вполне можно сгладить. Еще не понимаю, почему порой в вузах преподаватели говорят студентам, будущим дизайнерам, что они друг другу конкуренты, Это неправильно.
- Как вы сейчас ощущаете себя в выбранной профессии? Горизонты расширились?
- Стал больше общаться с людьми. Понял и почувствовал, как выбранная профессия помогает и стимулирует саморазвитие, начал постепенно понимать психологию людей, их вкусы, желания. Научился видеть разные категории заказчиков. Знание не только стилистики и фабрик, но и психотипов людей помогает в ведении переговоров и в жизни. Наша профессия отличается некой свободой выбора и действий, поэтому, расти или нет, — это желание индивидуально. Возможностей к развитию образования стало больше. А горизонт открыт всегда, только нужно иметь зрение, чтобы его увидеть, и знания, чтобы им воспользоваться.
- У вас достаточно заказов. Интересно вот что: в Сочи за последние годы появилось много новостроек? Кто владельцы квартир, люди, заказывающие, кроме ремонта, и дизайн?
— Заказчики очень разные. Бывает, они схожи по уровню дохода, но очень отличаются общей культурой. А в моей работе это становится заметно по мере общения с клиентами. Какое-то время назад было несколько заказчиков из холодных регионов — из Сургута, Ханты-Мансийска, Омска. Сейчас есть и москвичи, и ростовчане, и жители Казахстана. Есть и сочинцы. И каждый регион отличается своим темпераментом, культурой, запросами. Чаще это взрослые образованные состоявшиеся в профессии люди, владельцы бизнеса. Они четко знают, чего хотят, при этом советуются и доверяют профессионализму дизайнеру. Они профессионалы в выбранном деле и с уважением относятся к другой профессии. У них есть вкус, но они не занимаются «самотворчеством», так как понимают, что вкладывают деньги прежде всего в эстетику, комфорт и качественные ремонтные работы. Все эти звенья может соединить только грамотный специалист, цена вознаграждения которого не самая первая от общих затрат. Может быть, они уже обращались к дизайнерам раньше. Когда они нас нанимают, уже знают, как с нами взаимодействовать. Есть те, которые привозят своего дизайнера, или приходят с готовым проектом, уверенные в том, что в Сочи низкий уровень специалистов. Бывает и другая категория, у которых, эта квартира одна из, вкладывать в ремонт и проект они не хотят, но требований много. Есть те, кто приглашают дизайнера, но считают, что знают больше нас, выбирают все сами и ждут одного — наших кивков и дифирамбов их вкусу. Мебель и свет заказывают не оригинал, а реплики, пытаясь сэкономить на всем, но получить результат, вынуждая дизайнера бегать по производствам, чтобы сшили, вылепили, изготовили, как на картинке журнала, это в основном сочинцы. Бывает другая история: делаю интересные проекты, но без сопровождения и реализации. Отдаешь его и потом не знаешь, чем все закончилось, был ли он воплощен в материале или нет. Это часть работы.
Еще важный момент: больше половины реализованных проектов не становятся достоянием общественности в силу определенных причин. Не все дизайнеры имеют право выкладывать фотографии созданного в соцсети или публиковать в журналах. То, что печатается по России, — это капля в море от реализованного.
— Сложившаяся экономическая ситуация как-то отразилась на предпочтениях заказчиков и ваших возможностях в подборе материалов и мебели?
- Смотря, о какой категории клиентов мы ведем речь. Если эти люди привыкли ко всему итальянскому, скорее всего, от Италии они не откажутся. Хочу быть услышанным: Италия — это не обязательно дорого, есть много фабрик, производящие изделия хорошего качества по вполне доступным ценам. Подчеркну: Италия как была законодателем моды в производстве (проектировании, технологии) мебели, так им и остается. Но, видимо, сейчас политика так влияет на этот экономический вектор, что он меняет направление в сторону других стран — Турции, Китая. Не скрою, сейчас в Сочи модно везти целые контейнеры мебели из Китая. Я не говорю, что они плохие, просто они занимают свой сегмент рынка, у них больше реплик и эстетики в массовом производстве, чем у российских производителей. Страны — импортозаместители чаще копируют, создавая реплики, ниже ценой, из менее качественного материала, но как только улучшается категория материала, фурнитура, ткань и так далее, мебель из этих стран становится совсем не дешевле итальянской.
Давайте быть честными. Если говорить о качественных материалах для дизайна интерьеров, то тут ни о каком импортозамещении и речи быть не может. То, что делается в России, делается на итальянских и немецких станках из заграничных полуфабрикатов, форм, лекал, дсп, мдф, шпона, лакокрасочных изделий. Лучше бы называли это просто — произведено в России. Да, есть и плитка, и двери, и ламинат, и диваны российские, белорусские, украинские. Но в этом случае нельзя говорить, что это можно применять в дизайне, если мы говорим о дизайне как об искусстве, так как в основном это все вне эстетики и качества. Безусловно, это применяется, но в другом экономическом сегменте, просто ремонте.
— Вы часто публикуетесь в сочинских СМИ — газетах и журналах. Для чего вы это делаете? Реклама рекламой, но цель-то какая?
- Публикации в СМИ — это меньше реклама и больше возможность донести свои мысли до читающей аудитории. Это часть поступательной просветительской работы.
Сюда во время подготовки к олимпиаде приехало жить и работать большое число людей из других городов. Многие из них не знают, каким был курорт раньше, как он развивался и с точки зрения архитектуры, и дизайна среды. А те, кто были в Сочи во второй половине прошлого века, помнят его тихим, утопающим в зелени и парках курортом с гармонично вписанными современными архитектурными решениями. В первых своих материалах я рассказывал об известных сочинских архитекторах, чьи творения мы имеем счастье видеть. Некоторые из них были преподавателями моих родителей, учившихся на инженеров-архитекторов в 70-е годы прошлого века. С кем-то из них родители потом вместе работали: папа в Южгипрокоммунстрое на улице Конституции, мама — в Крайжилкоммунпроекте на Юных ленинцев. К этой теме необходимо возвращаться постоянно. Хотя многим приезжим город интересен такой, какой он сейчас.
Для меня всегда было важно общение с профессионалами — моими сверстниками, так и со старшими коллегами, с теми, кто способен созидать в реальности, опираясь как на опыт прошлого, так и на новейшие технологии. С теми, с кем я чаще общаюсь, делимся историями и проблемами, советами и контактами. И из-за того, что у всех похожие проблемы, я по возможности пытаюсь отразить в своих статьях и донести это читателям, возможным заказчикам. Пока в обществе еще нет конкретного настоящего понимания, кто мы, в чем наша задача, как строить с нами взаимоотношения для того, чтобы появился хоть какой-то обмен опытом и понимание.
— В чем вы видите пути развития профессии дизайнера среды в Сочи и России?
— Сейчас очень чувствуется изменение точек притяжения на карте мира и нашей страны, происходящие политические и экономические колебания, влияющие на людей.
Замечу вот что: все чаще люди из других городов и регионов рассматривают Сочи как город, где они продолжат заниматься своим бизнесом, в котором они будут жить постоянно. С этими людьми работать проще, так как отношение к своему жилью более серьезное.
Многие заказчики присматриваются к городу, и не всегда картинка, нарисованная для них риэлтором, совпадает с реальной. Мне хочется большей объективности от СМИ и людей, которые становятся трансляторами информации о Сочи для жителей других городов: нужно прозрачно говорить и о плюсах, и о минусах. Ведь человек уже принял решение купить здесь жилье, значит, он готов принять этот город и купить недвижимость. Он все равно увидит все позже, но лучше, если он услышит эти комментарии от специалистов перед покупкой, а не после. Я и мои коллеги часто сталкиваются с одними и теми же моментами. Это непродуманные инженерные коммуникации, плохое остекление и отсутствие гидроизоляции и утепления. Не говоря уже о внутренних изъянах дома, скрытых дефектов, которые проявляются только при ремонте. Неудобные, невыгодные для покупателя планировочные решения со сложной геометрией, но при этом с большой площадью. Бывают квартиры без возможности исправить планировку, так как стены монолитные. Почти везде нет парковки и подъезда к дому, даже хозяевам. Хорошо если документы в порядке. Есть много закрытых элитных комплексов со своими правилами, ограниченным въездом для посетителей и строительных фирм. Обычно покупка происходит быстро. Человек приезжает на два дня, его возят, показывают и, увидев что-то эффектное, он берет, не вникая в подробности. Так же происходит с выбором дизайнера и строителей: по рекомендации или по выбору, у кого дешевле и кто назовет сроки, которые хочет услышать клиент. Когда я знакомлюсь с новым клиентом и выезжаю предварительно на объект, при осмотре квартиры вскрываются многие скрытые условия, описанные выше. Позже от этих условий и технического задания формируется сама цена на проект, строительные работы, сроки. Часть людей, не понимая, откуда такие цены, уходят искать счастья в другом месте. Дело в том, что люди не хотят понимать, что отчасти в игре нечестного рынка виновны они сами, невежественные покупатели, им дают и говорят то, что они хотят. Выбранные заказчиками, в итоге, дизайнеры и строительные бригады все равно возьмут с них столько, сколько хотят, только потом, скрытыми допработами. Плюс еще есть посредники, доверенные лица и так далее. Отвечать никто не за что не будут, так как будут делать все, как скажет клиент. В итоге, хаос и огромные затраты на переделки и поиск виноватых. Но зато многие, кто, доверяясь нам, остаются и заказывают дизайн и ремонт у нас, наблюдают, как из бетона и эскизов рождаются их мечты. Бывают, конечно, сложности, но они практически всегда учтенные и всегда решаемы.
Ранок недвижимости и весь рынок услуг, который вокруг него, очень большой. Хочется, чтобы профессионалы на всех уровнях были непредвзятыми с покупателями. Необходимо найти пути правильного взаимодействия друг с другом, это будет выгодно всем. Повысится уважение и доверие не только к нам, но и к городу, а это очень важно.
Сейчас профессия очень популярна в стране, поэтому много школ, курсов, факультетов. Три, четыре месяца девушка или парень отзанимались и смело могут называть себя дизайнером. Многие приехали в наш город работать и жить. Цены у таких молодых специалистов в разы ниже, можно догадаться, по каким причинам. Так как клиент не понимает, в чем разница, он заказывает, где дешевле. Потом проблемы и прочее. А ведь так формируется общее впечатление о нашей профессии. Часто мне ставят в упрек, почему у вас стоит дороже, чем у того парня или девушки. Заказчик по разным причинам думает, раз мы все занимаемся якобы творчеством, значит, цена может быть договорная настолько, что он сам может судить, сколько же стоит наша работа, и сравнивать ее. Но он не задумывается, что дизайн-студия — это предприятие, в котором работают специалисты в разных областях с большим стажем, которое платит налоги, членские взносы в различные союзы, несет ответственность по договору. Мы не можем и не будем конкурировать по цене с отдельными дизайнерами, которые работают сами по себе.
Широкое информационное поле дает вдохновение для дальнейшей работы и освоения нового. Профессиональные сообщества создаются как раз для информационной поддержки. Наверное, масштабы города на это тоже влияют: в больших городах много сообществ, профессионалы общаются, хотя, разумеется, там тоже бывают специфические взаимоотношения. Взаимодействие, общение, обмен знаниями, достижениями, идеями нужны даже не столько самим дизайнерам. Это необходимо обществу для возникновения соответствующей атмосферы, для положительных изменений, для культурного просвещения тех, кому это интересно. Также это влияет и на рынок в данной сфере. Понятно, что далеко не у всех есть время на такое общение. Но, тем не менее, оно необходимо.
Творческая среда способствует изменениям в городе, позитивным изменениям. Чтобы профессии архитектора и дизайнера стали в нашей стране такими же уважаемыми, как, скажем, в Европе, необходимо не только общаться на форумах и выставках, но и поддерживать друг друга в повседневной работе. Работе непростой, но очень интересной.
Беседовала Анна Петросян.
Политика конфиденциальности