О белом в интерьере

Пётр Пивоваров,

руководитель студии авторских интерьеров IJECADESIGN

По моему мнению, эта  тема довольно обширная и многогранная. Так, например, до сих пор на юге Франции, Италии, Греции, на побережье Турции и Адриатики историческое применение оттенков белого цвета в архитектуре и интерьере, контрастное сочетание его с другими насыщенными  цветами  достаточно распространенное явление. И это никак не связано с аристократической принадлежностью, а наоборот, — с функциональностью, простотой, доступностью тех или иных строительных и отделочных материалов на данной территории.

В культуре разных народов эмоциональное и психологическое  восприятие цветовых сочетаний  очень различно и связано с длительной исторической традицией внутри относительно изолированного развития этноса, религии, а также жизни в разных климатических зонах. Отсюда различие восприятия, например, белого и чёрного цвета.

Если вспомнить зодчих  древней Греции, Рима, они  во время строительства  применяли различные материалы, основываясь на назначении  зданий и их географического расположения. В интерьерах античного мира применяли сложные сочетания материалов: мрамор с его неповторимыми оттенками белого и серого, глазурованную керамику, майолику и фрески по штукатурке. Такое  можно встретить достаточно часто, в основном это храмовые комплексы, термы, виллы знати. А более низкие сословия подражали элите, но использовали более дешевые отделочные материалы.

Давайте посмотрим на белый цвет с научной точки зрения.

Белый цвет, как и черный, относится к ахроматическим (с лат. — бесцветным) цветам, между ними — все оттенки серого.  Парадокс разрешается, когда становится ясно, что под «отсутствием цвета» здесь понимается, естественно, не отсутствие цвета как такового, а отсутствие цветового тона конкретного оттенка спектра. Наиболее ярким ахроматическим цветом является белый, наиболее тёмным — чёрный. При максимальном снижении насыщенности любого хроматического цвета тон оттенка становится неразличимым, и цвет переходит в ахроматический.

Поэтому с научной точки зрения оттенок слоновой кости, топленое молоко никак не может стать оттенком белого цвета. Вот, например, снег — это замёрзшие бесцветные кристаллы воды, которые отразили дневной свет, и мы получили сияющий эффект, но другая часть света преломилась через кристаллы, и снег принял на себя оттенки, которые присутствуют на данный момент в состоянии природы. Скульптор, перед тем как приступить к высеканию своей работы, долго выбирает мрамор, наблюдает, как через него проходит и преломляется свет в разное время суток и при разных погодных условиях, насколько он прозрачен, нет ли в нем скрытых трещин, насколько он плотный. Потому что мрамор, как вино, должен быть выдержан. И только потом он начинает работу. Только за счет знания материала мастер может проявить все его свойства. И, в итоге, мы видим сияющее изнутри  произведение искусства, думая по незнанию, что мрамор и должен быть таким. А ведь если бы не знание материала, это был бы обычный кусок камня.

Проектируя интерьер в белых оттенках, архитектор должен  учитывать назначение помещения, физические свойства применяемых материалов, как они будут взаимодействовать в единой среде с дневным, искусственным  светом и с человеком в разное время суток. Надо помнить, что в зависимости от структуры поверхности материала свет будет отражаться и поглощаться ими по-разному.  Первое впечатление от таких интерьеров — светло, бело, просто. Только потом, со временем, когда начинаешь вживаться в пространство,  замечаешь детали, игры материи, кожи, текстиля, камня,  дерева, матовых, глянцевых поверхностей . Поэтому качество форм и деталей отделки, фурнитуры должны быть идеальные, так как в таких интерьерах важен нюанс и тактильные ощущения. До чего бы вы ни дотронулись, должно быть различно по фактуре и восприятию. А цветовые и световые акценты зависят от концепции архитектора.

Дневной солнечный свет, испускающий равномерное для всех длин волн видимого спектра электромагнитное излучение, вызывает при попадании на сетчатку глаза человека ощущение «белого цвета».

Еще тысячу лет назад  архитекторы, художники, скульпторы, в зависимости от задачи, условий успешно применяли эти знания на практике. На сегодняшний день мало что поменялось, только человек этого не замечает. Например, мы пользуемся различным освещением, которое имитирует солнечный свет, холодный свет, создает эффект тепла или холода, пользуемся мониторами, фото-, видео-техникой, фотоизображениями. Эти и тысячи других технологий построены на научных исследованиях. Теперь любое архитектурное проектирование интерьера и экстерьера в серьезных европейских студиях начинается с научного  геологического изучения непосредственно данной территории, на которой находится проектируемое место. Климат, количество солнца за день, ландшафт, экология — все это влияет на физиологическое и психологическое состояние людей, находящихся в этой архитектурной среде. И в зависимости от созданной среды наш организм испытывает комфорт или дискомфорт, увеличивается или уменьшается продуктивность физической работы и мозговой активности. В каких-то случаях пространство даже обладает лечебными свойствами.

Поэтому, говоря об интерьере в белых оттенках, я не мог не затронуть разные аспекты этого явления под названием «белый цвет». Нельзя его воспринимать  утилитарно и только с одной точки зрения. Давайте не забывать, что «белый цвет»  в бытовом понимании — достаточно условная характеристика. Она определяется на основании возникающего физиологического зрительного восприятия цвета индивидуальностью человека. Этой статьей я хотел сказать, что перед  тем, как заказчик захочет  окружить себя «модным» интерьером, я бы посоветовал не руководствоваться желанием  на уровне «хочу — не хочу», «нравится – не нравится», а почувствовать, какое пространство даст ему  ощущение комфорта,  здоровья и радости.