Петр Пивоваров, про дизайн школ в Сочи

Разговор с профи

Петр ПИВОВАРОВ:

«Архитектура старого Сочи прекрасна. Важно сохранить оставшееся»

Этот разговор назревал давно. Какие-то важные «кусочки» судеб и историй постоянно вертелись рядом и около. И вот, наконец-то, мы поговорили с сочинским дизайнером среды о том, почему так важно сохранить остатки былой курортной архитектуры, как сделать мир гармоничнее и где живет вдохновение

— Сколько лет вы занимаетесь проектированием пространств, дизайном среды?

— В среднем лет восемь. Наверное, правильнее сказать – осознанно лет восемь: небольшие работы были и раньше. Начал проектировать на втором-третьем курсе института, окончил его в 2006-м году и с тех пор продолжаю заниматься дизайном интерьеров.

— Расскажите, пожалуйста, об учебе поподробнее. Почему вообще решили заниматься дизайном интерьеров? Дань моде на тогда еще новую профессию в России или, может быть, путь к мечте?

— Все произошло стремительно и во многом благодаря счастливым случайностям. В школе мне была интересна математика, но я понял, что не останусь там до 11-го класса, хотелось заняться чем-то более конкретным. Мои родители – инженеры-архитекторы, и мне нравилось чертить, что-то рисовать, то есть было близко то, чем они занимаются. Когда я заканчивал 9-й класс, в Сочи не было училища, готовившего специалистов подобных специальностей. И я собирался поступать в Адлерское училище на отделение изобразительного искусства. И буквально за пару дней до этого мой папа встретил свою знакомую, с которой они работали в Южгипрокоммунстрое, — художницу и преподавателя Валентину Нестерову, которая рассказала об открытии отделения живописи при Сочинском училище искусств. И предложила мне туда поступить. Раздумывал недолго. Усиленно занимался перед поступлением у Валентины Ивановны. Научился смешивать краски и правильно класть мазки. До этого вообще не рисовал и не писал. По ощущениям это было не страшно и очень интересно. Поступил. Нас было чуть больше десяти в группе: двое юношей, остальные девушки. Учеба в училище казалась чем-то очень увлекательным, и вот прошли эти четыре года, получил диплом педагога изобразительного искусства.

— Решение продолжить образование в высшем учебном заведении пришло само или что-то все же на это повлияло?

— Наверное, пришло осознание того, чем мне действительно интересно заниматься. Появилось желание совершенствоваться, приобретать новые знания и навыки.  Все, как обычно, началось с неизвестности. Ко времени окончания училища, в двух сочинских вузах – в Доме моды Людмилы Ивановой и в Сочинском государственном университете туризма и курортного дела (на базе строительного факультета) открывались новые отделения – дизайн среды. Решил поступить в СГУТиКД. Из училища туда поступило из нашей группы двое – я и Катя Кириенко, чьи родители преподавали как раз на новом отделении. Остальные пошли в Дом моды и поступили сразу на второй курс. Там проводила занятия  Валентина Нестерова.

Замечу еще вот что: когда мы поступали, новое отделение нам преподносилось как нечто очень серьезное. Да, факультет был молодой, но программы были в нем какого-то столичного вуза, может быть, даже Строгановки (Московская государственная художественно-промышленная академия имени С.Г. Строганова – прим. ред.). И я ко всему также относился очень серьезно. Хотя поступать было легко. Спасибо училищу.

— А как в вашу жизнь вошли сочинские школы?

— Случайно. Как всегда. Однокурсник позвонил и спросил, не хочу ли я что-то нарисовать для какой-то школы. Ответил положительно. Он дал мне номер телефона. Я позвонил. Оказалось, говорю с начальником управления по образованию и науке города Сочи Ириной Бадаян. Приехал, поговорили. Она показала холл школы № 23 на улице Виноградной и спросила, смогу ли я что-то интересное в оформлении предложить. Сделал несколько эскизов, которые ей понравились. Вот с этого и началось. Это был мой первый проект для школ. И, наверное, самый трудный. Я учился всему: проектировать с листа, разговаривать с людьми и доносить до них свою точку зрения, учился давать задания строителям. Одним словом, учился работать.

— Одной школой, как я поняла из ваших рассказов, дело не ограничилось…

— Летом следующего года мне снова позвонили из управления по образованию. Видимо, мы нашли общий язык и с заказчиком, и с генподрядчиками. И уже после защиты диплома снова взялся за школы.

— А что особо запомнилось при реализации ваших проектов при ремонте сочинских школ?

— Замечу, что школами занимались не только студенты и выпускники СГУТиКД, но и Дома моды.

Начну рассказ с Первой гимназии: когда нас позвали, какая-то часть работ уже была сделана другим дизайнером, были закуплены материалы. Нам нужно было одновременно изменить и переработать проект, так сказать, смягчив его. Отмечу, что в отличие от большинства сочинских школ, типовых и похожих, гимназия № 1 – уникальная, не типовая.  Ее проектировала женщина-архитектор (Н.В. Милова – прим. ред.) именно для этого места. Это здание – отражение архитектуры 70-х годов прошлого века: есть внутренний дворик с фонтаном, много света, применение современных материалов, тематическая мозаика. Пространство получилось уникальным. И, как мне рассказывали, за проект Первой гимназии ей должны были присудить звание заслуженного архитектора России, но по каким-то причинам этого так и не произошло, к сожалению.

Так вот, нам необходимо было сохранить имеющуюся красоту, вдохнув в пространство новую жизнь, не усложняя и не искажая, чтобы остался дух той старой школы и того времени. Это было трудно, потому что холлы были «испорчены», нужно было минимизировать диссонанс. И в то же время была необходимость по-новому взглянуть на помещения, придать им неповторимость. Школа поделена на блоки по направлениям, иногда направления пересекались. Таким образом, грамотно попытались применить психологию цвета, не разрушая общую концепцию. И мы использовали в оформлении этих блоков – истории, географии – яркие цвета. Но эти цвета служили фоном. Антон Корнюхин разработал логотипы предметов, мы их распечатали на специальной клеющейся пленке в виде трафаретов и нанесли на стены и колонны. Сверху накладывался слой краски. В итоге оформление классов понравилось и ученикам, и учителям.

— В связи с ремонтом сочинских школ в интернете больше всего упоминаний о 7-й школе на улице Чайковского. О вас писали газеты, а после ремонта туда водили на экскурсию учителей из других городов, когда они приезжали пару лет назад в Сочи на форум по образованию. Чем же она так примечательна?

— Проект ремонта 7-й школы мы делали с нуля, сами разрабатывали концепцию. И с генподрядчиком нам повезло: было взаимопонимание и желание осуществить что-то интересное.  Школа состоит из двух блоков – начальной школы с коррекционными классами и типового четырехэтажного здания. Нам рассказали, что в ней обучаются дети с нарушениями зрения, и в гласах, где им предстоит играть, одновременно будет осуществляться обучение и адаптация.  На основе всего увиденного и услышанного у нас появилась идея четырех времен года и пазлов, как основных декоративных элементов. Наверное, хотелось передать, что в образовании, как и в жизни, все взаимосвязано. Каждый этаж был выполнен в своей цветовой гамме. А выражением концепции единения пазлов и времен года на всех этажах была декоративная полоска под потолком – опять же в цветовой гамме определенного сезона.  Она – это цветовой и графический акцент. Цельность достигалась и тем, что все элементы оформления были выполнены в едином стиле и в определенной цветовой гамме. На всех дверях появились характерные номерки – разные в зависимости от стиля и цвета стен, потолка и пола.  Общая концепция, разумеется, распространилась на кафе и столовую.

К оформлению каждой школы мы с Антоном подходили индивидуально в зависимости от ее направления, архитектуры и расположения в пространстве. И хотели показать, что можно сделать не просто ремонт, но и внести в помещения жизнь. Школа, как книжка: ее можно читать – по этажам, по классам. Это должно быть обучающее пространство. Хорошо, когда есть понимание между заказчиком, исполнителем и администрацией города и школы.

Понятное дело, мы были студентами-романтиками, и ставили перед собой сверхзадачи. А потом адаптировали их под имеющиеся возможности. Но в то же время параллельно мы сами учились многому – понимать заказчиков и строителей, научились с ними общаться так, чтобы была возможность их убедить в правильности выбранных идей. Наверное, поэтому проект 7-й школы стал удачным: к тому времени мы уже многое поняли и знали, пройдя через ошибки предыдущих проектов.

— Насколько я знаю, школа № 10 на улице Донской после капитального ремонта стала финалистом конкурса Лучший Школьный Дизайн 2007—2008 годов. А директор школы Владимир Давыдов и дизайнер Пётр Пивоваров получили диплом победителей  Национального проекта «Образование». Хорошо постарались?

— При ремонте этой школы была тщательная подготовка всех звеньев, которые в нем участвовали. В том числе и дизайн-проект. Несмотря на то, что далеко не все идеи в итоге реализовались, цельность нового облика школы все же была сохранена.

— Все , кто побывал в этой школе, хорошо отзываются о краеведческом музее… К своему стыду, я пока его не видела.

— Мы использовали бордовый цвет, на фоне которого показаны экспонаты – предметы быта и одежда кубанских казаков.  И вообще, эту школу, на мой взгляд, отличают яркие цвета в оформлении пространств.

— А какие места в городе вам нравятся, где любите бывать?

— Мне близки по духу здания, которые гармонируют с окружающим пространством, а не спорят с ним. Это не только знаковые объекты курорта – Морвокзал, Кавказская Ривьера, Железнодорожный вокзал, башня на горе Ахун, Пушкинская библиотека, но и санатории, парки, скверы и просто старинные дома, которых остались единицы.

— У людей творческих профессий всегда хочется спросить об их заветной мечте. Может быть, это Замок на песке или концептуальный ресторан на корабле?

— Мечтать хорошо. Но мне нравится работать! Мысли и идеи бесконечны, как и все в творчестве, но когда занимаешься чем-то конкретным, важно вовремя начать воплощать в жизнь самую удачную из них. Хочется попробовать и то, и это. Озарения приходят во время самого процесса работы. Самое приятное – видеть результат того, что придумал.

Беседовала Анна ПЕТРОСЯН.

Фото из архива Петра ПИВОВАРОВА.